пятница, 29 января 2010 г.

Элементы для создания ситуационного центра

Система поддержки принятия решения.
Группа SBL выполняет по проектированию и оснащению ситуационных центров необходимым оборудованием
По работам связанных с созданием ситуационных центров Группа SBL  кроме ниже представляемой статьи имеет публикации "Ситуационный центр", "Оборудование диспетчерской и ситуационного центра ",  "Технологии построения ситуационного центра", "Ситуационные центры;,  которые представляют определенный интерес у многих читателей.
В предлагаемой статье представляется и описывается Система подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР), которая является одним из элементов в создании ситуационного центра.

Систе́ма СППР (Decision Support System, DSS) - это компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.  Решения СППР предназначена и активно применяется в кризисных и ситуационных центрах.
Для анализа и выработки предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть:
· информационный поиск
· интеллектуальный анализ данных
· поиск знаний в базах данных
· рассуждение на основе прецедентов
· имитационное моделирование
· генетические алгоритмы
· нейронные сети и др.
Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может выполняется выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных. На уровне пользователя СППР подразделяют на пассивные, активные и кооперативные СППР. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения. На концептуальном уровне СППР разделяют на управляемые сообщениями, управляемые данными, управляемые документами, управляемые знания и управляемые моделями. СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступ и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными). В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические системы СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников.
Среди продуктов СППР российских разработчиков можно отметить XRP Director. С точки зрения пользователя XRP является интуитивно понятной СППР. Данное решение, более привлекательно с точки зрения решения задач:
· обеспечение информационной поддержки руководителей и экспертных групп;
визуализация ключевых показателей и кризисных индикаторов;
· интеграция информационных систем структурных подразделений в единое информационное пространство;
· сокращение временных и финансовых затрат, вызванных несовместимостью информационно-телекоммуникационных систем, дублированием подготовки данных, их противоречивостью, затруднениями с доступом, выборкой и передачей информации.
Для выбора зарубежной СППР можно обратить внимание на Интернет ресурс http://dssresources.com/ , который объединяет разработчиков СППР различных стран. Одним из изветстных инструментов оперативной аналитической обработки является продукт Microsoft® Decision Support Services. Microsoft DSS обеспечивает важные функциональные возможности для широкого спектра приложений - от подготовки корпоративных отчетов до мощных средств поддержки принятия решений. Включение функций OLAP в SQL Server сделает многомерный анализ гораздо более доступным и позволит более широкой аудитории воспользоваться плодами OLAP. Это затронет не только небольшие организации, но также группы и отдельных сотрудников в рамках крупных корпораций, которых изолировали от индустрии OLAP высокая стоимость и сложность существующих на рынке продуктов.

Централизованная система хранения и обработки данных

Как упоминалось выше сотрудники ситуационных центров оперируют со значительными, возрастающими объемами разнородных данных, в связи с чем требования к высокой производительности, масштабируемости, надежности и управляемости инфраструктуры ситуационного центра становятся все более требовательными. Системы хранения и обработки данных крупного современного сервисного центра представляют собой сложные структуры, реализованные на базе программно-аппаратных продуктов различных производителей. Успешность решения задач ситуационного центра во многом зависит и от эффективной интеграции вычислительной инфраструктуры в общую архитектуру информационной системы центра.

Для сокращения совокупной стоимости владения вычислительной инфраструктурой можно использовать несколько решений системы хранения данных и обеспечения доступом к данным.

* объединение территориально удаленных сетей хранения
* построение кластерные вычислительных систем
* создание системы виртуализации
* внедрение методик управления жизненным циклом данных, систем резервного копирования, архивации
* территориально-распределенные вычислительные комплексы

Наиболее востребованными решениями по построению высокопроизводительной централизованной системы хранения и безопасного доступа к данным являются продукты лидеров этого сегмента IBM, EMC, Sun Microsystems, APC, HP.

Сервисы информационной безопасности

При отработке потоков событий, ситуаций, разнородных данных для выхода из кризиса или для принятия необходимых решений сотрудники оперируют со служебной, бизнес или государственной информацией. Потоки информации в ситуационных центрах являются главным активов компаний и государственных структур. С развитием информационных технологий объемы данных вовлекаемых в процессы ситуационных центров постоянно растут, как и поднимаются требования к защищенности информационных систем, сохранности информации и доступности данных.

В зависимости от уровня и назначения ситуационного центра в систему информационной безопасности могут быть интегрированы следующие сервисы:

* Сервисы сопряжения информационной системы ситуационного центра с информационными системами общего пользования
* Сервисы защиты от несанкционированного доступа
* Сервисы информационной безопасности мобильного доступа
* Сервисы антивирусной защиты
* Системы аутентификации, авторизации и учета
* Решения по защите информационных ресурсов общего доступа
* Сервисы информбезопасности в управлении контентом
* Сервисы защиты инфраструктуры
* Сервисы обеспечения устойчивости инфокоммуникационных систем
* Сервисы обеспечения информационной безопасности в системах хранения данных
* Системы обнаружения и предотвращения вторжений
* Сервисы мониторинга и корреляции событий информбезопасности

Представляем ряд компаний, предлагающих продукты для построения сервисов информационной безопасности.
Система мониторинга Micromuse Netcool позволяет постоянно контролировать операционное состояние информационных систем и обеспечивать комплексное представление всех сетевых ресурсов ЦОД в режиме реального времени. Функциональные возможности системы позволяют осуществлять мониторинг состояния всех компонентов Центра: серверного комплекса, системы хранения данных, сети передачи данных, инфраструктурных сервисов (например, службы точного времени), а также инженерной инфраструктуры (источников бесперебойного питания, кондиционеров и т.д.), прогнозировать и локализовать аварийные ситуации, влияющие на качество предоставления услуг пользователям.
AirMagnet представляет на рынке интегрированное семейство средств управления WLAN, рассчитанных под разные потребности и обязанности сетевых менеджеров. Мобильный комплект AirMagnet предназначен для работы на базе портативного анализатора или анализатора на базе ноутбука - оба варианта предназначены для управления сетью по месту установки. Дополнением к этой продукции служит распределенная система AirMagnet Distributed, которая обеспечивает систематическое управление Wi-Fi путем 24х7 контроля любого числа WLAN из любой точки в сети.
Компания Arbor Networks – один из мировых лидеров в области сетевой безопасности представляет на российском рынке две основных линейки продуктов: Arbor PeakFlow X и Arbor PeakFlow SP. Первый комплекс решений, предназначеный для крупных и средних корпоративных заказчиков, позволяет осуществлять мониторинг сетевого трафика, а также выявлять аномалии в корпоративной вычислительной сети. Кроме этого, Arbor PeakFlow X обеспечивает получение целостной картины циркулирующего в корпоративной сети трафика, позволяет узнать кто (какие компьютеры и пользователи) и как (какие приложения) использует сетевые ресурсы, контролировать утечку информации из компании, с поддержкой ведущих индустриальных стандартов (PCI, и др). Вторая линейка продуктов разработана для операторов связи и крупных предприятий. Arbor PeakFlow SP предоставляет функционал по обнаружению и предотвращению сетевых аномалий и распределенных атак класса «отказ в обслуживании» (DDoS - Distributed Denial of Service), а также осуществляет мониторинг и оптимизацию использования ресурсов сети передачи данных Оператора связи или Крупного корпоративного Заказчика.
Для разработки комплексной системы информационной безопасности нужно исходить не только из наиболее существенных сервисов, но и продумывать межсервисные взаимодействие разнородных программно-аппаратных средств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий